Вернуться к обычному виду

Рекомендации по применению профессиональных стандартов в государственных учреждениях, подведомственных Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее – учреждения) в связи с поэтапным применением профессиональных стандартов, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – постановление № 584).

При разработке данных рекомендаций использованы:
  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ).
  2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23.
  3. Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  4. от 12 апреля 2013 года  № 147н.
  5. Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 148н.
  6. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 170н.
В настоящих рекомендациях применяются следующие термины и их определения:
  • профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (далее – профстандарт);
  • вид профессиональной деятельности — это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
  • обобщенная трудовая функция — это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;
  • трудовая функция — это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
  • трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача;
  • квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных ст. 57 и 195.3 ТК РФ.

Так, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов»  (ч. 2 ст.57 ТК РФ).

Профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Необходимо отметить, что в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ТК РФ, профстандарту должны соответствовать наименование должности и требования к квалификации, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, — только требования к квалификации.

В остальных случаях работодатель может применять профессиональные стандарты как рекомендательный методический документ для разработки штатных расписаний, должностных инструкций и других документов.

Например, ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для педагогических работников установлены следующие требования к квалификации: «Право заниматься педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартам». Эти требования работодатели обязаны соблюдать при применении профстандартов для данного вида деятельности.

Рекомендуется составить перечень видов работ (должностей), по которым нормативно-правовыми актами установлены льготы, компенсации и/или ограничения, связанные с исполнением трудовой функции (Приложение № 1).

Перечень нормативных актов, устанавливающих требования к квалификации в соответствии с ч. 2  ст. 57 ТК РФ, приведен в приложении № 2.

Перечень нормативных актов, устанавливающих требования к квалификации в соответствии с ч.1 ст. 195.3 ТК РФ, приведен в приложении № 3.

Допускается применение квалификационных справочников вместо профессиональных стандартов:
  • при присвоении тарифных разрядов (ч. 8, 9 ст. 143 ТК РФ);
  • при установлении систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях (ч. 5 ст. 144 ТК РФ).
Профессиональный стандарт содержит следующие разделы:

I Общие сведения.

1.1. Основная цель вида профессиональной деятельности.

1.2. Группа занятий.

1.3. Отнесение к видам экономической деятельности.

II Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III Характеристика обобщенных трудовых функций.

3.1. Обобщенная трудовая функция.

3.1.1. Трудовая функция.

3.1.2. Трудовая функция.

IV Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

В процедуре внедрения профессиональных стандартов можно выделить следующие этапы:

Этап № 1 «Подготовительный – создание комиссии (рабочей группы)».

На данном этапе определяется состав комиссии, либо рабочей группы, которая будет заниматься  внедрением профессиональных стандартов, а также полномочия ее участников. Рекомендуемый состав комиссии (рабочей группы): председатель первичной профсоюзной организации, юрисконсульт, работник кадровой службы, работник, ответственный за разработку штатного расписания, специалист по охране труда,  руководители структурных подразделений и другие работники с учетом специфики деятельности учреждения. Состав комиссии, либо рабочей группы утверждается соответствующим приказом руководителя организации. Образец приказа о создании комиссии, либо рабочей группы приведен в приложении № 4. Все члены комиссии, либо рабочей группы должны быть ознакомлены с приказом под роспись.

Деятельность комиссии (рабочей группы) может дополнительно регламентироваться отдельным локальным нормативным актом — положением о соответствующей комиссии (рабочей группе). Структура данного документа может быть представлена разделами, отражающими:
  • общие положения;
  • цели и задачи комиссии (рабочей группы);
  • функции комиссии (рабочей группы);
  • права и обязанности ответственных специалистов;
  • порядок взаимодействия членов комиссии (рабочей группы) друг с другом и другими службами учреждения.    
Этап № 2 «Утверждение комплексного детализированного плана мероприятий по внедрению и последующему применению профессиональных стандартов».

Комиссия (рабочая группа) изучает необходимые  нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности учреждения и разрабатывает пошаговый план мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. Данный документ должен содержать:
  • перечень профессиональных стандартов, применяемых учреждением;
  • этапы применения профстандартов;
  • данные о необходимых корректировках локальных нормативных актов учреждения;
  • данные о необходимом обучении работников в целях приведения их квалификации в соответствие с требованиями профстандартов.
План может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению руководителя учреждения и членов комиссии (рабочей группы). В план могут вноситься изменения по мере утверждения новых профессиональных стандартов.

В документе необходимо указать: мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц (все они должны быть ознакомлены под роспись) и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов. План должен быть утвержден руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников. Образец примерного плана работ по внедрению и применению профстандартов приведен в приложении № 5.  

Этап № 3 «Реализация, установленных в плане мероприятий»

3.1. Сбор и анализ информации. Составление списка профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Содержание профессионального стандарта и сведения о нем размещены в реестре профессиональных стандартов (далее – реестр), ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на специализированном сайте http://profstandart.rosmintrud.ru.
На данном этапе работы следует изучить разработанные и утвержденные  профессиональные стандарты в реестре. Первоначально рекомендуется проанализировать отраслевые стандарты и составить перечень всех принятых профессиональных стандартов, которые могут относиться к учреждению.

На основе проведенного анализа можно сгруппировать должности (профессии)  по критерию обеспеченности профстандартами:
  • должности (профессии), по которым приняты профстандарты;
  • должности (профессии), по которым планируется принятие профстандартов (на сайте Минтруда России имеется план по их разработке).
В связи с постоянным обновлением реестра профессиональных стандартов необходимо регулярно отслеживать появление новых утвержденных профстандартов.

3.2. Сверка целей профстандарта и должностей.

На данном этапе работы важно определить цели структурных подразделений и отдельных должностей, профессий по однородным видам деятельности, а также сравнить эти цели с основной целью вида деятельности по тому или иному профстандарту. Для этого необходимо соотносить основную цель профессиональной деятельности по профстандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профстандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

В результате такого анализа следует принять решение о том, какие профстандарты распространяются на отдельные должности и подразделения в учреждении, а какие – нет. Рекомендуется данное решение задокументировать в виде протокола комиссии (рабочей группы),  по видам профессиональной деятельности учреждения составить перечень принятых профстандартов (Приложение № 6).

Например, в учреждении имеется должность консультант по персоналу. В ходе анализа должностных обязанностей, выполняемых работником в этой должности установлено, что он занимается анализом рынка труда и формирует требования к вакансиям. Изучив профстандарты «Специалист по управлению персоналом» и «Специалист по подбору персонала (рекрутер)», сравнив цели должностей, комиссией (рабочей группой) принято решение о внедрении в учреждении профстандарта «Специалист по управлению персоналом».  

3.3. Анализ функций.

На данном этапе работы необходимо провести анализ соответствия должностных обязанностей, установленных для работника в трудовом договоре, должностной инструкции и иных документах, обобщенной трудовой функции и трудовым функциям, установленным в профстандарте (Приложение № 7).
При выявлении отклонений должностных обязанностей от обобщенных трудовых функций и трудовых функций, установленных в профстандарте, следует:
  • шаг № 1: исключить непрофильную функцию из должностной инструкции (трудового договора);
  • шаг № 2:    
    • первый вариант — передать данную функцию другому работнику, для которого этот вид работ является профильным;
    • второй вариант — оставить данную функцию работнику, используя процедуры совмещения, расширение зон обслуживания, совместительство (ст.60.1, 60.2 ТК РФ).
При выполнении работником в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с установленными должностными обязанностями по одной обобщенной трудовой функции дополнительных должностных обязанностей по другой обобщенной трудовой функции и по такой же профессии в рамках одного профессионального стандарта дополнительные должностные обязанности оформляются в виде увеличения объема работ или расширения зон обслуживания.
При выполнении работником в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с установленными должностными обязанностями дополнительных должностных обязанностей по обобщенной трудовой функции другого профессионального стандарта, дополнительные должностные обязанности оформляются как совмещение (должностей).

В силу ст. 72 ТК РФ внесение изменений в должностную инструкцию, трудовой договор в связи с изменением трудовой функции, производится только с письменного согласия работника.

3.4. Анализ наименований должностей (профессий).

На данном этапе работы проводится сверка наименований должностей (профессий) в штатном расписании учреждения с «возможным наименованием должности» в профстандарте. Результаты сравнения следует документально зафиксировать (Приложение № 8):
  • нет расхождений в наименовании должности (профессии);
  • имеются расхождения в  наименовании должности (профессии).
Далее принимается решение о необходимости переименования должностей (профессий) в соответствии со ст. 57 ТК РФ. В случае положительного решения следует исключить из штатного расписания наименование существующей должности и ввести новое наименование должности.

С работником заключается дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении наименования должности. Если работник отказывается подписывать документ и настаивает на сохранении прежнего наименования должности (профессии), работодателем проводятся организационно-штатные мероприятия по сокращению данного работника в связи с тем, что должность, которую он занимал, исключена из штатного расписания.

3.5. Анализ соответствия работника базовым требованиям профстандарта (опыт и образование) для конкретной обобщенной трудовой функции.
На данном этапе работы необходимо провести проверку работников на соответствие требованиям профстандарта (опыт и образование) по конкретной обобщенной трудовой функции. Для этого в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций» анализируемого профстандарта следует изучить блоки: «Уровень квалификации», «Требования к образованию и обучению», «Требования к опыту практической работы», «Особые условия допуска к работе».  

Результаты проверки следует отразить документально:

Наименование подразделения
Наименование должности
Ф.И.О Соответствие

Примечание
... ... ... ... ...

При выявлении несоответствия образования работника требованиям профессионального стандарта составляется список работников, которым требуется переобучение или повышение квалификации, а также план-график направления указанных работников на переобучение или повышение квалификации (Приложение № 9). Несоответствие квалификации работника требованиям профстандарта не может являться основанием для увольнения работника.

3.6. Анализ соответствия работника требованиям профстандарта по знаниям и умениям.

На данном этапе работы следует:
  • провести аттестацию работников на соответствие требований к знаниям и умениям, указанных в профстандарте для данной трудовой функции;
  • результаты проверки отразить документально (например, в виде протокола аттестационной комиссии).
3.7. Подведение итогов деятельности комиссии (рабочей группы).

На данном этапе комиссия (рабочая группа) подводит и систематизирует итоги работы, представляет на утверждение руководителю учреждения  отчет о результатах проведенных мероприятий.

3.8. Разработка плана по результатам внедрения профстандартов.
На данном этапе работы необходимо разработать план дальнейших действий комиссии (рабочей группы):
  • внести соответствующие изменения в локальные нормативные акты;
  • внести изменения в трудовые договоры с работниками или заключить с ними ученические договоры о прохождении и условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • предусмотреть мероприятия по обучению тех работников, которые по результатам проведенной аттестации не обладают знаниями и умениями, указанными в профстандарте для данной трудовой функции.
Все вышеуказанные процедуры должны проводиться по мере утверждения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации новых профессиональных стандартов, а также в зависимости от актуализации действующих.

Возврат к списку