Вернуться к обычному виду

Часто задаваемые вопросы

В чем главные отличия нового закона от предыдущего №195-ФЗ, принятого в 1995-м году?

Можно выделить три основных принципа нового порядка предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам: это доступность социальных услуг, жесткие требования к их поставщикам (максимальная приближенность к получателю, обеспеченность финансовыми и кадровыми ресурсами) и пребывание граждан в привычной среде (то есть оказание услуг по возможности дома, а не в социальном учреждении). Кроме того, согласно новому закону, для каждого получателя услуг будет разрабатываться индивидуальная программа, в которой будут четко оговариваться виды, объемы, сроки оказания услуг и другие детали. Новшеством также является то, что впервые к социальному обслуживанию будут допущены негосударственные организации и индивидуальные предприниматели. Более того, потенциальный получатель услуг сам будет выбирать, кто именно окажет ему помощь. Реестр поставщиков будет находиться в открытом доступе с самой подробной информацией о каждом.

Кто будет иметь право на получение социальных услуг?

В Законе не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона). К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. То есть число граждан, имеющих право на получение бесплатной социальной услуги, возрастет.

В каких случаях социальная услуга будет предоставляться бесплатно?

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже, либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения. Согласно региональному закону №155-з «О социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан", принятому депутатами Госсобрания 28 ноября 2014 года, в 2015 году размер предельной величины среднедушевого дохода составит 11560,5 рубля для трудоспособного населения и 8856 рублей – для пенсионеров. Один раз в год этот показатель будет пересматриваться.

Кроме того, с 1 января 2015 года на безвозмездной основе услуги будут оказываться несовершеннолетним детям, а также гражданам, пострадавшим от межэтнических и вооруженных конфликтов.

Кто будет контролировать деятельность некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, которые, согласно новому закону, будут также оказывать социальные услуги населению?

Правовым регулированием отношений между поставщиком услуг и их получателем (даже в случае, если услуги будет оказывать коммерческая организация), будет по-прежнему заниматься уполномоченный государственный орган, которым в нашей республике определено Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Минтруд будет осуществлять контроль (надзор) за поставщиками услуг, утверждать перечень социальных услуг и размер платы за их предоставление, утверждать порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.

Готова ли наша республика к реализации нового закона о социальном обслуживании?

С целью реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Министерством разработаны более 20 нормативных правовых актов, в том числе проект закона РБ «О социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан», который принят Государственным Собранием-Куралтай 30.10.2014 в первом чтении. В октябре 2014 года запущен пилотный проект по внедрению в систему социального обслуживания НКО в Благоварском, Буздякском, Стерлитамакском районах и г.Стерлитамак. Если опыт окажется положительным, то с 1 июля 2015 года механизм будет внедрен во все остальные города и районы, в том числе в г.Уфе.

Что является основанием для предоставления социального обслуживания гражданам?

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания поданное в письменной или электронной форме либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в учреждение социального обслуживания населения либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Что такое индивидуальная программа?

Индивидуальная программа  предоставления социальных услуг является документом, в котором указана форма социального облуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а так же мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Предусмотрены ли в Федеральном законе новые формы социального обслуживания?

Новые формы социального обслуживания не предусмотрены, социальные услуги, как и прежде, будут  предоставляться получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления различных социальных услуг.

Могут ли граждане участвовать в контроле за организациями социального обслуживания населения?


Да, общественный контроль в сфере социального облуживания населения будет осуществляться гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей.

Для большинства населения понятия "социальная услуга" и "предпринимательство" слабо сочетаются друг с другом. У отдельных граждан, особенно пожилого возраста, возникают опасения: не обернется ли замена государственного поставщика на частного ухудшением обслуживания?


Как раз наоборот – новый закон направлен на улучшение существующего положения дел. Оно коснется и количественной, и качественной составляющей. Право на получение социальных услуг получат не только пожилые, инвалиды, одинокие и малоимущие, но также молодые люди или семьи, попавшие в ситуацию, которая ухудшает их жизнедеятельность. В привычный перечень включены семьи, нуждающиеся во временном уходе или присмотре за ребенком, в которых возникают проблемы, связанные с алкогольной, наркотической и игровой зависимостью, а также граждане, страдающие от семейного насилия. Что касается качества. Его гарантом станут несколько условий. Во-первых, оплачиваться услуги будут по факту: сколько сделал, столько и получил. Во-вторых, рынок социального обслуживания, открытый для предпринимателей, станет, наконец, конкурентным. В республике будет создан реестр поставщиков услуг с подробным описанием их деятельности, и это обеспечит населению право выбора. Ничего подобного раньше не было. Кроме того, включится система независимой оценки качества услуг, которой займется общественный совет при министерстве труда и социальной защиты населения РБ. Подобная работа ведется и сегодня – на сайте минтруда РБ, в разделе «социальное обслуживание» можно ознакомиться с рейтингами организаций, предоставляющих услуги населению, а также оценить деятельность того или иного государственного учреждения. Она будет систематизирована и продолжена.

Нельзя ли привести конкретный пример? Например, одинокой бабушке, получающей десять тысяч рублей пенсии, понадобится помощь соцработника для уборки квартиры и покупки продуктов и лекарств. Во что обойдется это пожилой женщине?

Оказание услуг по покупке и доставке на дом продуктов питания (за исключением алкогольной продукции), горячих готовых блюд, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии, гигиены и ухода, а также книг, газет и журналов обойдется в месяц в 170 рублей, одна уборка квартиры (мытье полов, вынос мусора) - в 60 рублей. Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными людьми стоит 274 рубля. Общая стоимость будет зависеть от того набора, который человек выбрал (это может быть две-три услуги или, например, десять). Кроме того, размер платы будет определяться уровнем дохода. В любом случае он не должен превышать 50-процентной разницы между доходами получателя и той предельной величиной среднедушевого дохода, о которой мы говорили выше.